С 2 апреля в Узбекистане вступил в силу новый порядок, ограничивающий деятельность такси по региону регистрации автомобиля. Теперь водителям разрешено работать только в своем регионе и соседних областях.
GR-директор Yandex Uzbekistan Сардор Кадыров в своем Telegram-канале отметил, что эти изменения могут привести к серьезным последствиям. По его словам, только в Ташкенте из-за новых правил около 23 тысяч водителей могут потерять доход. Он подчеркнул, что всего в стране зарегистрирован около 1 млн водителей, и для многих это единственный источник средств к существованию.
Кадыров поставил под сомнение обоснование ограничений, заявив, что такси — не основной источник пробок. По его словам, из примерно 900 тыс. автомобилей на улицах столицы, только 12–15 тыс. — такси, еще около 2 тыс. — автобусы. Он считает, что сокращение числа такси приведет не к разгрузке улиц, а, напротив, к росту числа частных автомобилей.
Он также напомнил, что такси — первая полностью цифровая и легализованная профессия в стране, с прозрачным налогообложением и госконтролем. «Теперь ограничения вводятся именно в этом самом „чистом“ секторе», — написал он.
Критика прозвучала и с политической стороны. 12 июня Народно-демократическая партия Узбекистана призвала отменить порядок, заявив, что он противоречит Конституции, ограничивает свободу труда и нарушает права граждан. Фракция пригласила министра транспорта Илхома Махкамова выступить в парламенте с разъяснениями.
По данным за 2024 год, объем официального рынка такси в стране составил почти 6 трлн сумов. В отрасли работают 155 агрегаторов, уплативших свыше 156 млрд сумов налогов. За год было совершено около 320 млн поездок.
Большая часть оплат — 76,3% — проводилась наличными. Средняя стоимость поездки составила 18 456 сумов. Всего в такси было занято около 500 тыс. водителей, но на постоянной основе трудились только 2,6% из них. Лишь менее 1% смогли заработать свыше 100 млн сумов в год.
По данным Налогового комитета, на начало мая количество самозанятых в секторе такси достигло 775,5 тыс. человек. Только за первые четыре месяца 2025 года самозанятыми стали более 144 тыс. человек.