К такому выводу пришли участники сессии “Исламское финансирование и исламский банкинг в странах Центральной Азии. Современное состояние и перспективы” проходящего в Ташкенте 5-го Международного ПЛАС-Форума Digital Uzbekistan.
Модератором выступил Асхат Гиниятов, руководитель направления исламского банкинга, Т-Банк. Он проанализировал первый этап российского эксперимента по внедрению в РФ партнерского банкинга. В нем принимают участие 32 участника, включая 7 банков. По словам эксперта, первый этап эксперимента позволил повысить уровень доверия к партнерским финансам и исламскому банкингу. До 2030 года в стране будет создана законодательная база и принят соответствующий полноценный закон.
Как отметил Хондамир Нусратхужаев, международный эксперт в области ИФ, член совета AAOIFI (2016-2024), исламские финансы уже стали частью глобальной финансовой отрасли. В своем выступлении он сравнил две модели развития ИФ – в Турции и Малайзии, а также перечислил необходимые инградиенты для такого развития. Среди последних – государственная поддержка, полноценная адаптация местного законодательства к ИФ (как в Малайзии), а также – доверие и понимание принципов исламского банкинга со стороны населения.
Еще один важный инградиент – уровень образования населения. Как отметил спикер, речь идет именно об академическом образовании массового клиента и его осведомленности.
Не менее важно наличие широкой линейки продуктов ИФ, а также высокая операционная эффективность исламского банкинга.
В Турции ИФ начали развиваться еще в 1985 году, однако до 2000-х доля местного населения, охваченного исламским банкингом, не превышала там 1%, и даже сейчас не выходит за отметку 9%.
В свою очередь, Малайзия, изначально практиковавшая системный подход к ИФ, сегодня может похвастаться 45% пользователей ИФ при доле мусульман среди населения, не сильно превышающей 60%.
Алишер А. Джуманов, основатель и управляющий партнёр, AD Wealth, проанализировал развитие Исламского финансирования в Узбекистане и Центральной Азии и сделал некоторые прогнозы. Отдельное внимание он уделил роли Исламского банка развития в этих процессах – на сегодняшний день он инвестировал в них уже порядка 12 млрд долл.
Первый исламский банк в мире был создан в Дубае в 1975 году, при этом лидером сегодня является Малайзия, где ИФ начали развиваться только в 2000 году. К 2010 году глобальный объем ИФ достиг 1 трлн долл. США, а к 2028 году этот показатель, как ожидается, составит уже 7,5 трлн долларов.
Центральная Азия является местом проживания 4% всех мусульман в мире, на этом фоне, по мнению эксперта, актуален вопрос – сможет ли этот регион достичь тех же 4% от мирового оборота ИФ?
Азат Отепбай, финтех-предприниматель и консультант по структурированию сделок. Основатель стартапа Ailat, поделился опытом Международного Финансового Центра Астана, который выступает в Казахстане в роли песочницы для исламских финансовых продуктов.
В качестве примера успешных кейсов исламских финансов в Казахстане он привел ITS, BCC Invest, три компании, работающие в сегменте Banking & Financing, и один финтех-стартап.
Валерий Ли, начальник отдела развития эмитентской деятельности и корпоративного управления, Национальное агентство перспективных проектов РУз (НАПП), рассказал о создание правовой базы внедрения альтернативных (исламских) финансовых инструментов на рынке ценных бумаг Узбекистана. Отдельное внимание он уделил введению исламского финансирования в нормативно-правовое регулирование в Республики Узбекистан, стартовавшему в 2024 году. В том числе, эксперт проанализировал Положение законопроекта Закона Речпублики Узбекистан “О рынке капитала” об исламских финансовых инструментах.
Бахром Нумонов, член Наблюдательного Совета APEX BANK, Председатель Совета Ассоциации Исламских финансов и такафул, назвал свою презентацию “Исламские финансы в Узбекистане: Начало”. Он отметил, что рост глобального объема исламских финансов в 2024 году вырос на 10,6% по сравнению с предыдущим годом.
В Центральной Азии объем ИФ составляет пока лишь 0.7 млрд долл., или 0,01% от мирового объема. Однако регион имеет большие перспективы в этом направлении. Сегодня здесь дейчтвуют 18 исламских банков, активы которых к 2028 году должны достигнуть 2,5 млрд долл., а к 2033-му – 6,3 млрд долл.
Жахонгир Имамназаров, совладелец и директор, Islamic Business and Finance (IsBF), в своем выступлении коснулся вопроса влияния финансовой грамотности на спрос и предложение в сегменте исламских финансов. Он привел результаты проведнных в разное время опросов населения, показывающие, как менялось представление массового клиента и предпринимателей о сути и возможностях ИФ – частичного и даже полного непонимания до некоторого знакомства с базовыми принципами. Отдельная необходимость – подготовка квалифицированных специалистов в этой сфере.