На конференции Crypto Week Uzbekistan 2025 начальник управления развития сферы оборота криптоактивов НАПП Аскаржон Закиров заявил, что в Узбекистане продолжается работа по совершенствованию регулирования криптоактивов.
Как отметил Аскаржон Закиров, активное распространение крипто-активов в стране началось в 2015–2017 годах, однако формирование полноценной регуляторной системы стартовало позже. В 2018 году Узбекистан начал строить правовую базу, в том чисел с ориентацией на международные стандарты – рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF).
«На раннем этапе мы столкнулись с отсутствием апробированных механизмов. Тогда некоторые требования оказались чрезмерными — вплоть до проверки технических заданий платформ. Сейчас мы понимаем, что это был излишний шаг», — признал Закиров.
Он подчеркнул, что государственные органы стараются не действовать в карательной логике, а ведут разъяснительную работу с бизнесом. Тем не менее, в случае грубых нарушений меры будут приниматься. Особое внимание уделяется лицам или компаниям, занимающимся нелегальной деятельностью в сфере криптоактивов.
Говоря о международной практике, Закиров отметил, что регуляторные подходы в Узбекистане в целом соответствуют зарубежным стандартам, включая обязательную идентификацию пользователей, хранение клиентских данных и лицензирование всех провайдеров услуг. В то же время, в отличие от ряда европейских стран, в стране отсутствует некоторые требования, установленные регуляторами тех стран.
По его словам, с 2023 года в Узбекистане действует требование о работе всех участников рынка исключительно через национального провайдера. Перед этим регулятор провел диалог с представителями крупнейших криптобирж, включая Binance и другие международные платформы из топ-10 по версии CoinMarketCap.
«Мы услышали опасения бизнеса, пересмотрели часть норм, и в результате многие барьеры были устранены. Это открыло путь для прихода новых игроков», — подчеркнул он.
Закиров также обратил внимание на необходимость конструктивной критики и отметил, что требования в странах ЕС и Узбекистане в целом сопоставимы, при этом международный опыт помогает делать систему более гибкой и сбалансированной.