Автор фото: Катерина Малама
В преддверии ПЛАС-Форума Digital Kazakhstan, стартующего в Алматы уже 30–31 октября 2024 года, один из ключевых спикеров мероприятия – Айдос Жумагулов, член Совета директоров Freedom Bank, рассказывает FinTech & Retail CA (Central Asia) о перспективах дальнейшей цифровизации финансового сектора уже в ближайшие годы.
FinTech & Retail CA: Наблюдается ли взрывной рост цифровых сервисов в Казахстане? Какие наиболее популярны? Есть ли перспективные примеры?
А. Жумагулов: В Казахстане открытые государственные сервисы сформировали новые стандарты на рынке. Десятки миллионов запросов и ответов проходят через мобильные приложения банков. Стандартизированные базы данных, индивидуальный идентификационный номер (ИИН), удаленная идентификация и цифровая подпись позволили перевести в цифру большинство продуктов и сервисов банка. Все, что происходит в Казахстане в сфере цифровых финансовых услуг — это уникальные кейсы, которых мы пока не наблюдаем в полном объеме в других странах мира, но уверены, что многие страны работают в этом направлении.
FinTech & Retail CA: Растет ли доверие у потребителей к проекту цифровой ипотеки? Удалось ли этому сервису выйти в лидеры рынка на данном направлении? Что будет дальше? Не слишком ли будет велика зависимость проекта цифровой ипотеки от ситуации с недвижимостью в стране, и не предвидится ли некое проседание рынка и возможно даже стагнация?
А. Жумагулов: Цифровая ипотека стала новым стандартом на рынке и это уже конкретный факт. Нет больше смысла создавать ипотечный продукт по классической процедуре. Многие банки работают над процессами оптимизируя этапы и тестируют гипотезы онлайн-оценки недвижимости. 62% ипотечной программы 7-20-25 реализовалось за счет цифрового процесса Freedom Bank. Это стало для всех бенчмарком и примером как можно быть эффективными и масштабируемыми.
FinTech & Retail CA: Какие основные локальные игроки присутствуют на рынке цифровой продажи автомашин? Насколько далеко ушел рынок в цифровом автокредитовании?
А. Жумагулов: Многие банки оцифровали формат получения автокредита. Интеграция с госсервисами обеспечила оптимизацию данного процесса. Сами автодилеры стали технологичными и создали кредитных брокеров по авто. Сотрудники банков больше не сидят в автосалонах. Банки конкурируют только по процентным ставкам, устраивая некий арбитраж: кто больше, кто меньше и что хорошо для клиента. В результате клиент может выбрать для себя лучшее решение от банка.
FinTech & Retail CA: Насколько востребована данная услуга? Заметно ли изменение баланса в сторону онлайн-покупок автомобилей?
А. Жумагулов: Это тренд и путь, по-другому уже не будет. Клиент иррационален к бренду, он всегда проголосует за скорость и экономию его времени. А условия на рынке примерно в одном диапазоне.
FinTech & Retail CA: Завоевывает ли сегмент онлайн-страхования свое достойное место в страховании? Какое наиболее перспективное направление развития данной услуги?
А. Жумагулов: Да определенно. Например, Freedom Insurance сегодня лидер по классу добровольного страхования ГПО перед третьими лицами, доля рынка составляет 28,81%. Добровольное страхование имущества также растет в портфеле компании. В 2024 году Freedom Insurance занимает 5 место, показывая прирост продаж +425,35%. И весь процесс у моих коллег цифровой.
В 2022 году Freedom Insurance запустил уникальный и пока что единственный в Казахстане цифровой сервис урегулирования ДТП – DTP.kz. С 2024 года компания осуществляет 100% страховых выплат онлайн по всем страховым продуктам, связанным с авто.
Цифровое решение DTP.kz от Freedom Insurance занимает более 50% рынка онлайн урегулирования ДТП по упрощенному механизму Европротокола. Стоит отметить, что 80% клиентов DTP.kz это автолюбители, застрахованные в других страховых компаниях.
FinTech & Retail CA: Цифровизация сервисов подразумевает автоматизацию рутинных операций, сокращение потребности в офлайн присутствии компаний, а значит, уменьшение рабочих мест (агенты, посредники и т. п.). Вы видите в этом некую проблему, или же перспективы развития с более продуктивным использованием человеческого ресурса?
А. Жумагулов: Я не вижу проблему с сокращением рабочих мест, потому что цифровизация позволяет быть эффективными, быстро завоевывать долю рынка, перерабатывать большой объём трафика, создавать баланс между NPL и APR. Это все позволяет организации расти и развивать другие процессы и направления. Переквалификация подразделений открывает новые возможности. Сотрудники комбинируют онлайн и офлайн. Роботы могут «закрывать» первые линии, а люди отрабатывать более сложные кейсы.
С проникновением цифровых процессов быстро растет бизнес, с ростом бизнеса (может быть «болезнь» быстрого роста), растет нагрузка на все: от звонка /чата до информационных систем. Эти вызовы создают новые направления по мультиканальности, сети, комбинации миддлов, бэков, фронтов. Если нужны отделения, мы их открываем, нет проблем принять наших клиентов офлайн, однако существует перекос, конечно же, в сторону онлайна. Технологии меняют на рынке буквально все, и все мои коллеги, кто понимает это, проводят большую работу в своих лабораториях, создавая действительно востребованные на рынке кейсы.