Пока одни страны с опасением относятся к внедрению криптовалют, а другие только начали адаптировать под них свое законодательство, государства Центральной Азии выбрали свой путь. Что сейчас происходит с крипторынками в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, есть ли у них перспективы развития и какие, сайту Fintech & Retail Central Asia рассказывает Федор Иванов, директор по аналитике компании ШАРД.
Консервативное общество, прогрессивные законы
На рынки криптовалют в Центральной Азии влияют два основных фактора: отношение властей каждого из государств к цифровым активам и состояние их регулирования.
Первой страной, которая задумалась о необходимости интеграции криптовалюты в экономику, стал Узбекистан. Однако сейчас очевидным лидером в этой области является Казахстан. Именно там уже создана наиболее продвинутая в этой части правовая база. В стране работают крупные криптовалютные площадки, имеется интеграция с банковской системой и, в целом, отрасль развивается наиболее динамично и в соответствии с международными стандартами.
Активно развивается криптовалютная отрасль и в Кыргызстане, где с 2020 года действуют правила для майнинга, который становится все более значимым элементом экономики страны. С конца 2022 года в стране действует закон «О виртуальных активах». Тогда же началась активная выдача лицензий криптовалютным биржам и обменникам, которых теперь в стране зарегистрировано более 60 структур.
Иначе обстоят дела в Таджикистане и Туркменистане. В этих странах отсутствует нормативное регулирование криптовалют, а из-за невысокого уровня цифровизации эти инструменты не получили распространения, хотя остаются одним из каналов перевода средств из-за рубежа. В криптовалюты инвестируют в основном состоятельные граждане Таджикистана. Правительство страны и Национальный банк страны думают о необходимости развития отрасли, но до практической реализации дело пока не дошло.
Казахстан
Как уже говорилось, Казахстан является лидером по развитию криптовалютного рынка в регионе. Там получили лицензию крупнейшие криптовалютные биржи, такие как Binance и Bybit.
Услуги по обмену криптовалют можно оказывать только в пределах Международного финансового центра «Астана» (МФЦА), где работают восемь лицензированных криптобирж. Также в стране раньше без какой-либо лицензии действовали криптообменники, но с конца 2022 года с подобными предприятиями идет активная борьба. Все лицензированные криптобиржи в настоящее время работают в пределах МФЦА.
Схожий подход деятельности криптокомпаний в особой экономической зоне, на территории ЕАЭС применяется только в Республике Беларусь. Майнеры могут осуществлять деятельность через подключение к майнинг-пулу, объединяющему несколько игроков рынка. При этом реализация по меньшей мере 75% объема полученной криптовалюты должна осуществляться через криптокомпании, которые являются резидентами МФЦА.
Кыргызстан
В конце 2022 года в Кыргызстане был принят закон «О виртуальных активах». Лицензию на работу получили уже 68 криптокомпаний, среди которых две криптобиржи. Количество выданных лицензий свидетельствует о заинтересованности бизнеса в развитии криптовалютного сектора. Следует отметить, что закон требует серьезной доработки из-за расплывчатости формулировок. Конкретизации требуют и вопросы контроля и надзора, эмиссии токенов, требования к криптобиржам и обменникам. Это значит, что законодательство в сфере криптовалют еще будет меняться.
Однозначно можно сказать, что именно в Кыргызстане в Центральной Азии действует наиболее либеральная нормативно-правовая база в сфере криптоактивов.
Узбекистан
В Узбекистане с 2019 года работает первая в регионе лицензированная криптобиржа Uznex, дочерняя компания корейского технологического холдинга Kobea Group.
В стране также имеют лицензию 11 криптообменников, но далеко не все из них начали осуществлять криптовалютную деятельность. Это может быть связано с изменением нормативно-правовой базы в последние годы и ограничениями на деятельность таких компаний.
Как и в Казахстане, в Узбекистане с 2023 года банки могут работать с криптовалютами в рамках регуляторной «песочницы». Например, один из крупнейших банков страны Kapitalbank выпускает криптокарту — кредитную карту, пополнение которой возможно в криптовалюте.
Местные компании не ограничены необходимостью находиться в какой-либо специальной экономической зоне, но включаются в реестр, который ведет местный регулятор — Национальное агентство перспективных проектов (НАПП).
Нормативно-правовая база в сфере криптовалют, с момента своего появления в стране, подверглась существенной переработке, и, можно сказать, окончательно была сформирована только в марте 2024 года, когда были утверждены правила работы майнинг-пулов.
Интересной особенностью регулирования майнинга в Узбекистане является требование добывать криптовалюту исключительно с использованием солнечной энергии. Подключение к энергосетям возможно лишь в исключительных случаях, и при этом устанавливаются повышенные тарифы. Реализация полученной криптовалюты также должно осуществляться через локальные лицензированные криптобиржи.
Что касается наиболее востребованных криптовалют, то, как и в большинстве других регионов мира, наиболее востребованными является стейблкоин USDT от Tether, а также биткоин. Это обусловлено востребованностью криптовалют для совершения торговых операций и майнингом биткоина в регионе.
Закон и порядок
Правовые рамки для криптобизнеса созданы фактически только в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. В Таджикистане и Туркменистане, как уже говорилось, ни сами криптовалюты, ни операции с ними никак не регулируются. Во всех странах компании должны получать лицензию для осуществления операций с криптовалютами, деятельность без которой запрещена.
В Казахстане с 2022 года активно выявляют и закрывают нелицензированные криптообменники. В Узбекистане запретили рекламу услуг криптообмена, а в 2023 году заблокировали сайты крупнейших иностранных криптобирж. Также в 2024 году узбекский регулятор Национальное агентство перспективных проектов (НАПП) оштрафовал Binance за деятельность без лицензии.
Именно в Узбекистане правовые рамки претерпели с момента их появления наибольшие изменения. Помимо криптобиржи Uznex, иных форм организации бизнеса в сфере оборота крипто-активов в стране законодательно не предусмотрено, также как и эффективных механизмов контроля за оказанием подобных услуг без лицензии.
В 2022 году, проанализировав неутешительные результаты развития легального криптобизнеса в стране и изучив рекомендации международных организаций, таких как ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), ООН и МВФ, власти решили полностью переформатировать правовое поле в сфере оборота криптовалют, приведя его в соответствие современным реалиям, а саму отрасль сделать более привлекательной для иностранных инвестиций.
Прогнозы развития и тренды криптовалютного рынка в регионе
Рынок криптовалют Центральной Азии находится только в начале своего развития. За счет общего роста индустрии, созданной для этого законодательной базе и легальной возможности работы, регион будет извлекать максимальные выгоды из своего расположения и растущей роли транзитного и финансового узла, географически расположенного между Россией, Китаем, Индией и странами Персидского залива.
После того как будут опробованы на практике текущие подходы, следует ожидать все большего вовлечения в операции с криптовалютами банковского сектора, выпуска ориентированных на конечного потребителя критповалютных услуг. Такие тренды уже в полной мере видны на примере Казахстана, за ним следует Узбекистан. Вероятно, банковские сервисы, построенные на криптовалютах, будут реализованы и в Кыргызстане.
Нельзя забывать и о рисках использования криптоактивов в противоправных целях. Для региона характерны специфические угрозы, связанные с преступностью. Криптовалюты используются преступниками для расчетов, отмывания денег и финансирования терроризма. В течение ближайших лет глобальный регулятор в сфере ПОД/ФТ ФАТФ начнет очередной раунд взаимных оценок, где криптоактивам будет уделяться особое внимание. Поэтому развитие должно идти в ногу с антиотмывочными стандартами, а также в тесной международной кооперации.
Новости Финтеха, ритейла и e-commerce в Центральной Азии