Деньги должны пойти на кредитование бизнеса
Нацбанк РК планирует потратить в течение 2024 года до 500 млрд тенге пенсионных активов на покупку облигаций банков второго уровня для кредитования бизнеса. Таким образом планируется расширить доступ реального сектора к длинным кредитным ресурсам. Эта информация изложена в апрельской презентации Нацбанка для Общественного совета ЕНПФ. Согласно условиям, банки-претенденты должны иметь следующие соответствия:
минимальный кредитный рейтинг не ниже «В»;
размер собственного капитала не менее 60 млрд тенге;
деньги используются на кредитование бизнеса, не допускается кредитование на цели пополнения оборотных средств и на рефинансирование действующих кредитов;
не допускается кредитование оптовой и розничной торговли, жилищного строительства, операций с жилой и коммерческой недвижимостью (купля, продажа, аренда), кредитование физических лиц (ипотека, потребительское кредитование), финансовой деятельности (включая деятельность дочерних организаций по управлению стрессовыми активами и микрофинансовых организаций), консультационных услуг, деятельности торгово-развлекательных центров.
Важное условие – облигации БВУ должны быть размещены на рыночных условиях со сроком обращения не более семи лет. В качестве бенчмарка взято январское размещение облигаций холдинга «Байтерек» на сумму в 190 млрд тенге, из которых 173 млрд тенге привлекли за счет активов ЕНПФ, а 17 млрд тенге – средств других инвесторов.
Согласно открытым данным, на начало марта 2024 года из 21 БВУ лишь четыре имели собственный капитал ниже 60 млрд тенге, большинство банков имеет кредитный рейтинг выше «В».
Информация о «передаче» 500 млрд тенге на кредитование реального сектора через выпуск облигаций БВУ вызвала живую дискуссию среди членов Общественного совета ЕНПФ. Инвестиционная декларация и так разрешает вкладывать пенсионные активы в бумаги банков. Возникает вопрос, зачем отдельно выделять такое условие? Экономист Айдархан Кусаинов видит подвох в ситуации, когда «банки знают, что Нацбанк может купить их облигации, но не выпускают их, а Нацбанк на свои разрешения придумывает кучу разных обоснований по покупке облигаций БВУ». На ровном месте выстраивается нежизнеспособная конструкция, говорит он. Казахстанский локальный рынок облигаций является низколиквидным. Купить большой объем бумаг можно, а вот продать его при необходимости фактически некому. По отдельности активы банков, страховых и брокерских организаций для институциональных инвесторов сравнительно небольшие. В то же время для таких инвесторов ликвидность бумаги – одно из условий для покупки, так как нормативы требуют хранения резервов участников рынка в ликвидных инструментах. Поскольку доходность бумаг с рейтингом «В» выше доходности безрисковых ГЦБ, а вторичный рынок не развит из-за низкой ликвидности, Нацбанк решил ускорить спрос на новые облигации банков с использованием пенсионных активов.
Советник председателя правления Halyk Finance, экономист Мурат Темирханов говорит, что Нацбанк, желая направить пенсионные активы в банки и выставляя требования по их целевому использованию, начинает заниматься не свойственной ему функцией кредитования экономики. При том, что «сейчас у БВУ избыточная ликвидность».
Эксперты указали еще на два аспекта. Во-первых, техническую невозможность отследить целевое использование денег банками. Во-вторых, отсутствие гарантии возвратности средств в ЕНПФ. Когда средства занимают квазигоскомпании, за ними стоит гарантия государства. Но когда дело касается БВУ, на них госгарантия не распространяется. Когда инвесторы покупают у государства казначейские векселя, им неважно, в какие проекты пойдут деньги, так как гарантии по обязательствам несет государство. Инвестору здесь важнее рыночная доходность. По мнению экспертов, размещение облигаций «Байтерека» на 190 млрд тенге было интересно как с позиции гарантии, так и по рыночной ставке размещения. Нацбанк может участвовать пенсионными деньгами в покупках облигаций БВУ, согласно инвестиционной декларации, но не должен играть в покупках первую скрипку. Его задача – соучаствовать в размещении, когда бумагами заинтересуется открытый рынок.
Айдархан Кусаинов считает, что если облигации БВУ купят на рыночных условиях, но вторичного рынка для таких облигаций нет, то и разговаривать о рыночной доходности бессмысленно. «Нужно ждать, когда появится полноценный рынок, и участвовать в нем без лишних оговорок, как это разрешено декларацией. Сейчас же мы должны размещаться по рынку, которого нет, и на ходу создавать этот рынок. В этом плане быть пионером на деньгах вкладчика – спорная вещь», – заключил эксперт.
По материалам forbes.kz
Новости Финтеха, ритейла и e-commerce в Центральной Азии